Для эффективного управления складским хозяйством необходимо исключать лишние операции и оптимизировать процессы, создающие добавленную стоимость. Сегодня для этого часто используют так называемый кросс-докинг (cross docking), или технологию сквозного складирования, т. е. ускоренного экспедирования товаров с минимальной обработкой между их получением и отправкой.
Термин «сквозное складирование» стал широко применяться только в последнее время, но саму стратегию используют уже несколько десятилетий. Почему логисты снова вернулись к старой практике? Да потому, что сквозное складирование соответствует специфическим потребностям бизнеса, которые сегодня стали особенно важны.
Меньше товаров – больше экономия
Сквозное складирование ускоряет доставку к пунктам продажи, поскольку товары направляют к месту назначения сразу после их получения. «В системе сквозного складирования наши товары на склад не попадают. Товары забирают через одни двери и тут же отправляют через другие», – рассказывает Стив Авила (Steve Avila), руководитель участка погрузочно-разгрузочных работ корпорации McCain Foods USA, которая производит компьютерное оборудование и отгружает около 85% своей продукции, применяя технологии сквозного складирования.
Помимо этого сквозное складирование улучшает итоговые показатели работы. Поскольку товары минуют склад, у компаний, использующих сквозное складирование, сокращается потребность в складских помещениях и, следовательно, снижаются затраты на оплату труда персонала и складские расходы. Корпорация McCain, на которую приходится около трети производимого в мире картофеля фри, для своей продукции, выпускаемой и отгружаемой в больших количествах, уже больше года использует сквозное складирование. Директор по вопросам складского хозяйства Тимоти Эган (Timothy Egan) считает, что компания уже ощутила от этого непосредственную выгоду: «Если продукция минует склад, мы получаем экономию от 20 до 30% от общей суммы складских затрат. И это только для одного процента всего количества единиц складских запасов в системе сквозного складирования».
Наконец, сквозное складирование позволяет логистическим компаниям удовлетворять потребности клиентов, для которых особое значение имеет время исполнения: сюда можно отнести рекламные мероприятия и другие спланированные по времени маркетинговые акции, обеспечение поставок «точно в срок» и консолидацию сложных логистических сетей.
Сквозное складирование, несмотря на эти преимущества, в настоящее время применяют немногие компании, но и они используют кросс-докинг только для небольшой части грузов. Возможно, во многих случаях одной из причин этого является сложность восприятия управленческим персоналом самой идеи того, что при прогнозировании спроса отпадает необходимость хранить товар. Этой точки зрения придерживается и Тимоти Эган: «Нашим мастерам участков необходимо было изменить образ мышления, ведь вместо того, чтобы хранить продукцию на складах, они должны были вывозить ее оттуда. Чтобы такая система заработала, им потребовалось совсем по-иному сформулировать задачи».
Некоторые компании попросту не знают, с чего начать, или же оказываются в ситуации сквозного складирования случайно. Именно так обстояло дело с компанией Emulex, у которой возникли долговые обязательства по отгрузке продукции клиентам напрямую с одного из ее заводов в Мексике. «Это заставило нас пересмотреть всю систему отгрузок и наладить сквозное складирование здесь, в США», – поясняет Авила. В случае McCain сквозное складирование начиналось в рамках кампании по уменьшению затрат с помощью производственной программы «шесть сигм» и было распространено на другие дистрибутивные операции.
Что, где и как делать
В большинстве случаев сквозное складирование затрагивает многие смежные функции, даже те, что непосредственно не связаны с работой склада. Выглядеть это может по-разному: от простого перемещения поддонов до комплексной обработки коробок с использованием конвейерных сортировочных систем. Для определения наиболее подходящих для вашего бизнеса технологий сквозного складирования потребуется, возможно, принять во внимание огромное количество взаимосвязанных факторов. Если вы хотите усовершенствовать работу вашего центра дистрибуции и перепроектировать его для сквозного складирования, то при внесении изменений решающее значение (если не вдаваться в подробности) будет иметь системный подход. Ниже приведены некоторые указания, которые могут быть полезны на первом этапе.
Шаг 1. Выбор продукции и поставщика.
Не все товары можно обрабатывать в системе сквозного складирования. Лучше всего для этого подходит продукция, которая характеризуется высоким уровнем прогнозируемости, максимальным спросом и большими объемами транспортировки. Эти факторы должны быть определены для каждого товара в ходе анализа информации предыдущих периодов. Рисунок слева иллюстрирует эту концепцию. Кроме того, для сквозного складирования идеально подходят:
-
скоропортящиеся продукты, требующие незамедлительной транспортировки;
-
высококачественные товары, для которых не нужна тщательная проверка качества при получении;
-
продукция, снабженная ярлыком или этикеткой и готовая к продаже;
-
продукция для рекламных мероприятий и предварительного продвижения;
-
продукция, пользующаяся непрерывным и постоянным спросом, такая как товары массового потребления, например, молоко или туалетная бумага;
-
продукция, транспортируемая из одного розничного магазина в другой;
-
заранее отобранные и упакованные заказы с другого участка;
-
возвращаемые товары.
Выбор поставщика. С точки зрения сквозного складирования явные преимущества у производителей, имеющих собственные центры дистрибуции. Отслеживая маршрут продукции, они могут заранее предвидеть получение готовой продукции от постоянных поставщиков и изменять маршрут ее перевозки сразу после получения входящих грузовых поддонов в центре дистрибуции. Предприятия розничной торговли и дистрибьюторские компании все больше внимания уделяют поиску идеальных поставщиков для программ сквозного складирования. Выбирайте таких поставщиков, которые каждый раз доставляют необходимое количество требуемой продукции в нужное время. При сквозном складировании лучшие поставщики те, кто способен:
-
подготавливать продукцию для эффективной обработки на следующем участке в логистической цепочке;
-
каждый раз выполнять требования заказчика в отношении ярлыков, этикеток, упаковки и качества продукции;
Шаг 2. Планирование и разработка операций.
При разработке программы сквозного складирования и принятии решения о наиболее подходящем для вашего случая проекте важно в первую очередь оценить имеющиеся возможности вашего предприятия. Изменения, которые необходимо внести, зависят от объема поставок и требований к обработке выбранных вами товаров. Обычно чем меньше товаров обрабатывается в системе сквозного складирования, тем меньше надо обновлений. Вид обработки груза также будет в значительной степени влиять на ваш проект. Простую транспортировку укомплектованных поддонов с участка приемки на участок отгрузки внедрить легче, чем, например, разработать систему сквозного складирования коробок, для которой могут потребоваться сложные конвейерные сортировочные системы. Следует помнить о следующих моментах.
Планировка участка эстакады и его пропускная способность. Поскольку при сквозном складировании работы по большей части ведут вблизи приемной и отгрузочной эстакад, в этих зонах необходимо предусмотреть достаточное количество ворот и погрузочно-разгрузочной техники. Для создания большего пространства следует по возможности убрать стеллажи, обеспечив быструю и свободную транспортировку товара по всему центру дистрибуции. При внедрении системы транспортировки укомплектованных поддонов в компании McCain единственное изменение заключалось в создании новых проходов и организации маршрутов движения, обеспечивающих быстрое перемещение товаров от входных ворот к выходным.
Организация работы на площадке. Чтобы придерживаться интенсивного графика выгрузки-отгрузки, неизбежного при сквозном складировании, может понадобиться тягач с опытным водителем для перемещения прицепов по площадке. Помимо этого управляющий должен постоянно следить, чтобы автомобили направлялись к нужным воротам в нужное время, а также заниматься оборудованием и координировать движение приходящих и отправляющихся автомобилей во избежание задержек.
Оборудование для переработки грузов. Сквозное складирование требует перемещения больших объемов продукции за короткое время. Использование при транспортировке поддонов погрузочных устройств с двумя вилочными захватами и больше может удвоить и даже учетверить пропускную способность склада. Значительно ускорить транспортировку поддонов могут и конвейеры, устанавливаемые на полу прицепов, в сочетании с погрузочно-разгрузочными конвейерами самого склада.
В некоторых случаях при погрузке-разгрузке коробок можно использовать электрифицированные выдвижные конвейеры. Ускоряют обработку и конвейерные сортировочные системы, автоматически направляющие коробки от приемки до отгрузки или, если необходимо, к станциям для печати и наклеивания новых этикеток.
Персонал. Подбирая управляющих для новых операций сквозного складирования, помните, что решающим фактором успеха является предусмотрительность. «Чтобы сквозное складирование в полной мере достигло поставленных целей, необходимы опытные мастера погрузочно-разгрузочных участков и диспетчеры по планированию, которые могут выявить продукцию для сквозного складирования и правильно расставить персонал», – поясняет Эган. С ним соглашается Авила: «Мастера участков должны уметь заранее оценить возможности приемки и размещения груза, еще до того, как продукция прибудет на склад».
Поскольку сквозное складирование выполняется быстро, важно не только получать информацию в режиме реального времени, но и использовать ее должным образом.
Для системы сквозного складирования может понадобиться дополнительный персонал, но это вовсе не означает, что потребуется принять на работу больше работников. В некоторых компаниях для этого привлекают сторонние организации. «Привлекая персонал извне, можно фиксировать бюджет, избегая проблем, связанных с наймом и обучением новых сотрудников», – говорит Скотт Орман (Scott Orman), вице-президент компании Supply Chain Solutions по операциям и развитию бизнеса в Западном регионе (компания предоставляет свой персонал для сквозного складирования многим крупным компаниям сегмента розничной торговли).
Информационные системы. Некоторые грузоотправители успешно использовали при сквозном складировании документацию на бумажных носителях, но при работе с торговыми партнерами крайне необходима информация в электронном виде и в режиме реального времени. Считывание электронной информации с использованием штрих-кодов и радиочастотных устройств повышает производительность склада, так как водитель получает указания о движении к нужным воротам автоматически. При этом обеспечивается отслеживание заказов в режиме реального времени и уменьшается число ошибок, характерных для бумажного документооборота. Еще более подходящий вариант – система радиочастотной идентификации с помощью чипов (RFID в Праге), она позволяет получать информацию о поступающих и отгружаемых грузах без какого бы то ни было сканирования в пределах прямой видимости. Информация о поддонах автоматически считывается при пересечении грузом RFID-порталов, расположенных на эстакадах.
Поскольку сквозное складирование выполняется быстро, важно не только получать информацию в режиме реального времени, но и использовать ее должным образом. «Мы отслеживаем общее количество недостач в заказах, расхождения в номенклатуре или повреждения полученной продукции и в режиме реального времени направляем информацию, чтобы наши клиенты имели возможность обменяться данными, урегулировать и восполнить отклонения в течение 15 минут после обнаружения», – говорит Орман.
Шаг 3. Определение затрат и распределение прибыли.
В какую сумму вам обойдется внедрение сквозного складирования? Для компаний Emulex и McCain начальные затраты были незначительны, а сбережения и выгода оказались ощутимыми. «Используя сквозное складирование, мы довели оборачиваемость складских запасов за квартал до шестикратной, тогда как прежде она была двух-трехкратной», – утверждает Авила.
Для сложных капиталоемких систем сквозного складирования лучше оценивать прибыльность по каждой единице складских запасов. Если поставщики должны взять на себя дополнительную ответственность, то тех из них, которые обеспечивают сквозное складирование на вашем предприятии, можно заинтересовать участием в прибыли, используя практику совместного разделения сэкономленных на проекте средств.
Шаг 4. Внедрение и поддержка.
Как и в случае любого другого новшества, всестороннее планирование обеспечивает внедрение без проблем. Если вы будете заниматься сквозным складированием в первый раз, начните с пилотного проекта. Это позволит изучить, как работает эта технология в условиях вашего предприятия в небольших масштабах, и исправить любые недостатки прежде, чем она будет использована для целой линии продукции или сети складов.
Будьте готовы к возможным сбоям в системе сквозного хранения. Ситуация может сложиться так, что на складе понадобится хранить какую-то часть продукции, обрабатываемой в системе сквозного складирования. Обычные операции без использования кросс-докинга также могут иметь место, чтобы не задерживать заказы и продолжать отгрузку продукции, даже если получено меньше единиц, чем ожидалось (например, из-за ошибок в подсчетах или повреждения). Такая ситуация может возникнуть, в частности, при перераспределении заказов или приоритетном обслуживании более крупных клиентов.
Непрерывное совершенствование
Даже если система сквозного складирования уже введена в эксплуатацию и работает бесперебойно, не следует расслабляться и считать, что вся ваша работа выполнена полностью. «Сквозное складирование необходимо постоянно развивать и совершенствовать», – советует Эган.
Ищите способы извлечь дополнительные выгоды от этой стратегии, которая получает все большее распространение. Спрос и предложение постоянно меняются, поэтому периодически проверяйте продукцию в своей системе сквозного складирования на соответствие вашей программе. И еще совет: когда вы полностью освоите систему, для повышения прибыли постепенно вводите в ассортимент сквозного складирования новую продукцию. Успешно спланированное, спроектированное и осуществленное обновление центров дистрибуции с введением сквозного складирования может снизить операционные расходы, уменьшить отвлечение средств на складское хозяйство и повысить оборачиваемость товаров – все это является шагами к более эффективному складированию.
По материалам журнала "Склад и техника"