Водители газовых погрузчиков наконец смогут решить еще одну довольно серьезную проблему, связанную с эксплуатацией этой техники. Впервые оказалось возможным надежно и точно замерить во время работы вилочного погрузчика содержимое обычных, имеющихся в продаже и наиболее часто используемых газовых баллонов. Систему контроля уровня топлива Sonatic FLT (Fоrk Lift Тruck) для работающих на сжиженном газе вилочных погрузчиков предложила немецкая фирма viaSonic. Необходимость в подобных системах для промышленного транспорта назрела, поскольку они давно стали стандартом для других транспортных средств, приводимых в действие двигателями внутреннего сгорания.
![]() |
До сих пор указатели количества топлива в работающих на сжиженном газе вилочных погрузчиках со сменными баллонами отсутствовали. В большинстве случаев такие машины могут совершать операции до момента израсходования топлива, и затем следует остановка, часто довольно неожиданная для водителя. Рабочие процессы резко обрываются вне зависимости от того, осуществляется ли в этот период, например, загрузка-разгрузка грузовой автомашины или же производственной установки. Более того, нередко остановившийся погрузчик становится непреодолимым препятствием для другого транспортного средства в узком проезде, на перегрузочной эстакаде или на железнодорожных рельсах. В таких случаях водитель должен выйти из кабины и быстро перенести сначала пустой газовый баллон на склад, поменять его, а затем доставить полный назад к погрузчику.
Если, конечно, он не добирается до склада с баллонами «на стартере», что как раз и противоречит действующим правилам эксплуатации рабочего оборудования. Поэтому хотя сами газовые вилочные погрузчики очень надежны, из-за такой ситуации с баллонами поддерживать их в состоянии полной эксплуатационной готовности можно не всегда. Как видим, даже если не учитывать те моральные и физические издержки для водителей, простой машин в большинстве случаев ведет к дополнительным расходам и досадным помехам в налаженном производственном процессе. Если замену газовых баллонов сделать раньше, то, хотя погрузчики и находятся все время в рабочем состоянии, а водители сохраняют свои силы, теряется дорогое топливо, а значит, опять без необходимости увеличиваются производственные расходы.
![]() |
Ультразвуковой датчик Sonatic FLT устанавливается на газовые баллоны компактно и без лишних усилий |
Новая измерительная система дает хотя и несколько запоздавшее, но все же очень необходимое решение этой длительное время «скрытой» проблемы. Эксплуатационники другого транспортного оборудования с двигателями внутреннего сгорания – легковой автомашины, трактора или дизельного погрузчика – привыкли в любой момент и с удобством для себя получать информацию о запасе топлива и контролировать его.
С созданием Sonatic FLT фирма viaSonic, которая является производственным сектором компании Truma Gerаtetechnik GmbH & Со. (Путцбрунн), впервые представила измеритель уровня заполнения обычных сменных газовых баллонов из стали или алюминия, имеющихся в продаже. С его помощью такое топливо, как сжиженный газ, можно замерить надежно и точно. Для вилочных погрузчиков, которые оснащены этой системой, оказалось возможным оптимально планировать замену баллонов, что до последнего времени делалось скорее интуитивно. Теперь оборудование даже в моменты пиковых нагрузок готово к работе, а время выхода из строя или простоя может быть целенаправленно минимизировано. В лучшую сторону изменился и критерий производственной безопасности, так как возможность внезапной остановки в узких местах трасс движения на заводе или складе теперь исключена.
![]() |
Система Sonatic FLT является первым серийным прибором для измерения уровня топлива на вилочных погрузчиках, оснащенных имеющимися в продаже газовыми баллонами. Текущее значение уровня сжиженного газа передается на встроенный в приборную панель машины индикатор |
Наряду с уже упомянутой оптимизаций производственных расходов повышена комфортность работы водителей – теперь они могут в любой момент снять показания о наличном запасе топлива в баллоне по датчику и заранее знают, когда необходимо двигаться к складу для замены газового баллона. Таким образом, рабочие процессы можно спланировать более точно. В принципе система Sonatic FLT пригодна для установки на любом работающем на газе промышленном транспортном средстве.
Установка и принцип действия. Для размещения системы Sonatic FLT на вилочном погрузчике требуется минимум места и средств. Основа системы – датчик, который функционирует по принципу ультразвукового динамического эхолота. Ультразвуковые импульсы излучаются снаружи и снизу проникают через стенку баллона в сжиженный газ, распространяясь дальше, пока не отразятся от поверхности жидкости (границы раздела фаз). По методу импульсной эхолокации замеряется время их прохождения, которое и преобразуется в соответствующий электрический сигнал. Влияние температуры компенсируется встроенным в ультразвуковой преобразователь специальным температурным датчиком. Уже обработанный сигнал система Sonatic FLT выдает в различные индикационные приборы. Компактный датчик располагается под газовым баллоном, и монтируется он достаточно просто. При определенных обстоятельствах для установки датчика необходимо изменить узел крепления газового баллона.
![]() |
Сенсорная система функционирует по принципу динамической ультразвуковой эхолокации |
Даже при ежедневной интенсивной работе у водителя погрузчика не появляется никаких ограничений на использование системы Sonatic FLT. Она очень проста в монтаже и эксплуатации. Заполненный газом баллон укладывают в специальный держатель, расположенный на погрузчике, а затем закрепляют с помощью зависящего от конкретной конструкции устройства, например натяжного ремня. При этом измерительная система сразу, без дополнительных действий со стороны водителя подключается к баллону и готова к применению. При включенном зажигании вне зависимости от характера движения погрузчика в данный момент (колебание жидкости, наклонное положение погрузчика или изменения температуры) текущее значение уровня топлива передается на встроенный в приборную панель машины индикатор. Таким образом, показание прибора постоянно находится в поле зрения водителя, тогда как на ином оборудовании, для того чтобы снять показания с измерительного устройства газового топлива в баке, водителю приходится выйти из транспортного средства. Если показание достигает отметки «пусто», то у водителя всегда остается в запасе некоторое время для завершения срочного рабочего процесса, а значит, есть возможность доехать до склада баллонов. При освобождении натяжного ремня измерительная система автоматически отсоединяется от баллона.
Sonatic FLT производит замер до минимальной высоты заполнения баллона 20 мм, что при 22 °С и 11-килограммовом газовом баллоне соответствует примерно 0,34 кг газа. Имеющееся в распоряжении остаточное время работы (время от показания «пусто») зависит от расхода топлива на данном погрузчике, манеры езды водителя или от температуры окружающей среды и может составлять от 5 до 25 мин.
![]() |
Новинка viaSonic создана специально для транспорта, работающего на складах и производственных предприятиях с интенсивными условиями эксплуатации. Все компоненты изготовлены с запасом прочности и надежно защищены корпусом со степенью защиты IР 67. Sonatic FLT нечувствительна к действию смазки, пара, защитного воска, антифриза, солевого тумана или ультрафиолетового облучения. Основой системы является ультразвуковой преобразователь с соединительной прокладкой, которая совместно с прижимным механизмом обеспечивает надежное соединение датчика с газовым баллоном. Дополнительные соединительные материалы при смене баллона не требуются, и, таким образом, предложенная система является полностью необслуживаемой. Замену баллонов производят как обычно и без каких-либо дополнительных затрат. При этом не имеет значения, используются ли в контакте с системой стальные или алюминиевые баллоны.
Надежность и высокое качество сенсорной системы Sonatic FLT подтвердили обширные испытания на складах потребителей газовых погрузчиков. Начиная с февраля 2005 года все газовые погрузчики, выпускаемые концерном Linde, серийно оборудуют системой контроля уровня топлива Sonatic FLT.
По материалам журнала "Склад и Техника", 2005 г.