По словам представителя пресс-службы Минсельхоза РФ, производители и продавцы пищевых продуктов подписали соглашение о стабилизации цен на отдельные виды социально значимых товаров по собственной инициативе.
Соглашение предусматривает, что цены на отдельные виды хлеба, молока, кефира, растительного масла и яиц не будут повышаться до 31 января 2008 года. Речь идет о товарах низкого ценового сегмента. Однако это не означает, что более дорогие виды этой продукции не станут еще дороже.
ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ
Замораживание цен на товары социального значения вряд ли приведет к существенному замедлению темпов инфляции, но может вылиться в рост цен на другие продукты и усиление монополизации российского рынка ритейла (розничная продажа), считают опрошенные РИА Новости аналитики.
"В связи с тем, что не 100% производителей и продавцов в России подписывают соглашение (о замораживании цен), и остается значительное число их конкурентов, влияние на инфляцию будет ограниченным", - предположил экономист компании "Тройка диалог" Антон Стручиневский.
По его мнению, разрешение со стороны властей отечественным компаниям подписать соответствующее соглашение "является не более чем попыткой правительства показать, что ведется работа по сдерживанию роста цен". Однако, считает эксперт, это является лишь мерой, которая позволит оттянуть инфляцию. "После окончания действия договора цены могут начать быстро расти и отыграть свои позиции, которые не были достигнуты за время заморозки. Но тут, конечно, темп роста цен также будет зависеть от конъюнктуры на мировом рынке", - сказал Стручиневский.
По мнению старшего экономиста инвестиционного банка "Траст" Евгения Надоршина, подобное соглашение может привести к целому ряду негативных последствий: "Желание властей перед выборами обозначить свою работу в отношении борьбы с ростом цен, я не исключаю, может привести к тому, что потребителю придется серьезно за это расплачиваться", - сказал он.
Надоршин предположил, что производители, которые будут поставлять на рынок продукцию по замороженным ценам, могут начать увеличивать производство других товаров и сокращать объемы предложения товаров с замороженными ценами. По его мнению, это может быть вызвано тем, что производители не будут получать желаемой выгоды от тех товаров, по которым будут зафиксированы цены. Следовательно, продолжил экономист, для компенсации упущенной выгоды они будут стремиться к увеличению объемов производства других продуктов и могут начать завышать цены на них.
Также производители могут начать делать запасы товаров с фиксированными ценами, то есть предлагать их меньший объем рынку, с целью их продажи по более выгодным ценам после окончания срока действия соглашения, добавил он.
"Таким образом, договор между производителями и ритейлерами может привести к появлению диспропорций в производстве, которые в конечном счете негативно скажутся на потребителях", - сказал Надоршин. Он отметил, что покупатели в случае роста цен на прочие товары будут в некоторой степени от них отказываться в пользу товаров с замороженной стоимостью.
Надоршин также не исключил, что появление диспропорций в производстве может снизить темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) России. "Возможно замедление роста ВВП на сотые проценты - это мало, но все же неприятно", - сказал он.
Кроме того, по мнению экономиста, соглашение между крупнейшими российскими ритейлерами может привести к усилению монополии на рынке розничной торговли России и, как следствие, росту цен уже после окончания действия соглашения.
ЭТО ВРЕМЕННО
Не только независимые эксперты, но и госчиновники не уверены в эффективности замораживания цен. Правительство должно не замораживать цены, а работать над их стабилизацией, считает вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Получать новости по RSS | Что такое RSS? |